Внезапно нагрянувшее в конце марта лето, подумало, подумало и решило не сдавать своих позиций в апреле. Ночные температуры подобрались к пятнадцати градусам. Дневные — к двадцати восьми. Соседствующее с нашим участком, бобово-картофельное поле за несколько дней жары превратилось из насыщенно-зеленого в пыльно-ржавое. В отсутствии дождя по земле разбежались трещины и я в один момент разлюбила стричь траву. Кому, скажите, в здравом уме, понравится артобстрел затвердевшими кусочками глины и песчаные мини-бури впридачу?
Лето так скоро никто не ждал. Эстер поспешно готовила комнаты для ранних туристов. Жузе уповал на милость свыше, беспрестанно цитируя известное каждому португальцу выражение Abril, águas mil. Что в вольном переводе может звучать как Пришел апрель — доставай зонт и дождевик. Какой там дождевик! После поездки, я поочередно, убрала подальше в шкаф пуховик, пальто и минуя стадию ветровки, перебралась в заключительную, садовую — футболка и шорты. Из зимы да сразу в лето. Для уставшего от серости и дождей северянина, звучит, конечно, здорово. Но для меня это значило только одно — дополнительная работа. Много работы. Нужно было как-то извернуться и закончить то, что не успела за зиму, плюс, умудриться проделать кое-что за пропущенный природой весенний месяц. Больше всего меня беспокоили деревья, что изрядно подросли в своих горшках и кадках. Их давно пора было пересадить. Делать это нужно было быстро. Два-три дня засухи и все. Посадка станет невозможной. Участок превратится в непробиваемый камень.
Пару лет назад мы уже ставили подобный эксперимент, высадив в жаркую погоду больше десяти сосен. Выжила только одна. Тогда мы еще не знали, что конец весны-лето в Португалии — не лучшее время для посадки деревьев. Спросите у любого местного жителя — никто здесь ничем подобным не занимается. Ну, разве что те, у кого участок небольшой. Или времени в достатке. Или средств. Я не могу причислить себя ни к первой категории, ни ко второй, ни, к большому сожалению, к третьей. К несчастью, у меня еще и проблемы с точными науками. Никогда и ничего не могу точно рассчитать.
Задача. Сколько штук деревьев и каких, нужно для того, чтобы они, когда подрастут, красиво прикрыли пятьдесят метров изгороди, а также старую дорогу и выбивающийся из общей зеленой стилистики бетонный угол соседского дома? Нерешаемая — Елочка, туя, мирошпория, сосна, еще мирошпория и еще одна, грецкий орех…. Нет. Он же зимой остается без листьев и ничего не сможет прикрыть. О чем я думала…. Не хватает! Представляешь, мне казалось, что я все точно подсчитала и вымерила. Но не хватает пять деревьев. Завтра у нас гости. Ужин на семерых. Плов. Соусы. Десерт. Закуски. А в воскресенье садовый магазин закрыт. И ни одного дождя на всю следующую неделю….
Говорят, стоит только как следует, по настоящему захотеть и произнести свое желание вслух….
Не припомню, правда, чтобы я упоминала на следующий вечер о недостающих деревьях. За субботним ужином говорили все и обо всем сразу. Кристел только что вернулась из Берлина, я из России, Эстер с племянницей совершили вояж в Индию, Жан и Диана готовились к важной выставке во Франции. Темы за столом, не успевая добраться от одного конца до другого, менялись как картинки в калейдоскопе. Восточная кухня, Тициан, женственность в керамике, вред краски для волос, английский язык и акценты, рецепты соусов на основе кедровых орешков, нетрадиционная медицина, иммигранты в Берлине, возможное появление канализации на нашей улице, продолжительность жизни в разных странах, очень красивые гобеленовые салфетки, что я привезла из Москвы….
Может, где-то, среди всей этой дружеской болтовни и веселого шума и промелькнула тема деревьев. Так или иначе, но на следующее утро в 8.30 зазвонил телефон — Эленá! Ты любишь кролика на гриле? - Диана всегда звонит рано. Даже после вечеринки. И я всегда отвечаю. Мы с ней ранние пташки, если позволительно называть дамочек в районе пятидесяти, пташками — Помнишь, ты вчера сказала, что ни разу не бывала на рынке Сантана? - Правда? Не помню. Я вчера много что говорила — Не важно. Поехали? Купим что-нибудь. Пообедаем самым вкусным жареным кроликом в округе….
Я не большой любитель людных воскресных базаров, общепита и поторговаться. Потому и хотела вежливо поблагодарить и вернуться к раскалившейся сковородке, как вдруг, вспомнила про голый участок у изгороди — А деревья там можно купить, Диана? - Конечно! - Через сколько выезжаем? - Минут через 40, примерно.
Сколько на самом деле нужно времени двум дамочкам, чтобы собраться на рынок? Сущую мелочь. Выпить кофе, примерить пару-тройку футболок и столько же кофточек, и в итоге, надеть платье, зарядить фотоаппарат, вспомнить, что карта памяти переполнена, включить компьютер, чтобы перебросить фото, подождать пока компьютер перезагрузится, вспомнить, что в баке почти не осталось бензина, постоять в небольшой воскресной очереди на заправку, заглянуть в супермаркет, чтобы снять немножко мелочи в банкомате…. Через каких-то два часа и пятнадцать минут мы уже выезжали на очень оживленную, по случаю грядущей Пасхи, национальную дорогу N8….
На воскресный рынок Сантана ведет много дорог. По большой части, муниципальных. Тех, повороты на которые, легко проскочить. Узенькое белое полотно стелется-вьется по холмам от деревеньки к деревеньке. Вверх-вниз. Поворот. Еще поворот. Здесь уже не встретишь многочисленные группы паломников и велосипедистов. Только приветственно машущий рукой фермер на тарахтящем тракторе, замедлит и без того небыстрое движение. Здесь, впрочем, совсем не хочется никуда торопиться. Я, открыв окно, фотографирую на ходу. Знаю, что получится смазано, но какая разница, когда такой сумасшедший аромат от стекающих со всех сторон эвкалиптовых лесов и фруктовых садов. Еще пара крутых витков вверх и мы оказываемся в пробке.
Жан говорит, что пробки на подъезде к Сантане дело не совсем обычное. Случается такое перед большими праздниками — Рождество и Пасха. В местной газете писали, что в такие дни рынок посещают двадцать пять тысяч человек. В обычное воскресенье — тысяч пятнадцать. Сантана Santana — самый большой воскресный рынок в этой части Португалии. Интересно, что расположен он на территории двух муниципалитетов одновременно. Торговая площадь принадлежит муниципалитету города Калдаш да Раинья, а гигантская стоянка для автомобилей — соседнему муниципалитету города Риу Майор. В истории возникновения рынка нет ничего особо захватывающего. Что-то вроде «торговцы искали, искали место, и нашли-таки». Да, и история насчитывает всего каких-то 39 лет. По португальским меркам — незначительная цифра.
Но дело не в истории, а в значимости. И, для большинства португальцев Сантана есть синоним слова Экономия — Становишься португалкой, Лена? За покупками на Сантану?
Тереза поймала меня телефонным звонком у самого входа на рынок. Я хотела бы с ней поговорить, но больше не могла разобрать ни слова. Со всех сторон из колонок неслась громкая музыка. Но еще громче музыки, горланили продавцы— Куэкш! Куэкш! Куэкш! Мейаш! Пеугаш! Мейаш! Пеугаш! (Трусы! Носки! Чулки) Не проходим, а подходим! Три за пять! Два по цене одной! - Я перезвоню, Тереза….
Все остальные звонки в то утро я пропустила. Ничего страшного. Можно же побыть хоть раз настоящей португалкой….
От входа за нами с Дианой увязался подозрительный мужчина. Жана с нами на тот момент не было. Он высадил нас еще из пробки на въезде, предупредив, что будет ждать нашего возвращения с базарного шоппинга через полтора-два часа в ресторанчике, где как раз и готовят вкусных кроликов. Мужчина же все шел и шел следом и что-то говорил. Мне, на мгновение стало не по себе. Вспомнилось предупреждение Жузе — На Сантане прячь кошелек подальше…. Я остановилась, на всякий случай прижав сумку покрепче и повернулась к преследователю — Фотография! - кричал преследователь указывая пальцем на мой фотоаппарат— Сфотографируй меня! - Хочешь, чтобы я тебя сфотографировала? - Хочу! Фотографируй!
Я несколько раз нажала на кнопку — Классно! - сказал мужчина и тут же испарился в толпе — Ну, что пройдемся по рядам, познакомимся с рынком, Эленá? Деревья на противоположном конце — Пошли!
Я недолюбливаю места, где много всего и всех, но в компании с Дианой я чувствовала себя иначе. Она очень легкий и открытый человек, радующийся простым вещам и искреннему общению. Вот и я, без какого-либо напряжения взяла и переключилась на ее волну. И, тут же, в один миг забыла обо всех своих мнениях-предпочтениях, и превратилась из стороннего наблюдателя в участника всего происходящего.
Сантану иногда называют цыганским рынком. Не скажу, что большая часть, но, внушительный процент торгующих — цыгане. Мужчины в черном. Женщины постарше — в черном. Молодые женщины, девушки и даже девочки, одеты и накрашены во все цвета радуги. Огромные серьги, кольца, яркая помада, тени, румяна.
Товар на прилавках и натянутых повсюду веревках не уступает цветовой палитре макияжа цыганок.
Товар на прилавках и натянутых повсюду веревках не уступает цветовой палитре макияжа цыганок.
От ярких красок слепит глаза. Здесь есть любой цвет и любой, ну, просто, какой пожелаете, размер. Жаль, что снимок не передает всей его (или все-таки ее?) колоссальности.
Белье и одежда занимают чуть ли не половину площадей. Цены, действительно, смехотворные — 2, 3, 5, максимум, 10 евро. Говорят, что среди гор откровенно дешевого товара, порой, можно встретить сокровище. Жан рассказывал, как купил итальянский твидовый пиджак за 25 евро. Все возможно на цыганском рынке….
Но одежда нас особенно не интересует. Другое дело, керамика, плетеная или деревянная мебель. В магазине керамики мы задерживаемся надолго. Диана в восторге от большой вазы. От техники ее исполнения. Оказывается, ваза собрана из трех. Наметанным глазом, Диана определяет места соединений. Мастер согласно кивает головой. Они с Дианой заговаривают о своем, профессиональном, а я присматриваюсь к вазе, что притаилась в уголке. Той, за 14 евро. Может, если не забуду, вернусь за ней. И большие тарелки тоже хороши. Вчерашний ужин напомнил мне, что если компания за нашим столом будет и дальше расти, то без таких больших блюд под закуски не обойтись. Цены, как и повсюду на рынке, приятно удивляют. Привычные туристические плиточки азулежу, тарелочки, сардинки, но только дешевле.
В следующем магазине мебель из местной сосны. За столом владелец, продавец, и он же мастер. Кухни, ванные комнаты, буфеты, столы, стулья.... Жаль, что в нашем доме нет места. Я бы приобрела такой шкаф. От него очень вкусно пахнет деревом. Дверцы мягко открываются и закрываются. Никаких зазубрин и трещинок. Идеальная гладкая поверхность. 380 евро. Доставка включена. И эти подносы. Их бы можно было раскрасить. На всякий случай возьму визиточку….
Мы переходим от одного магазинчика к другому. По пути выпиваем кофе. Нам еще понадобится много энергии — впереди нескончаемые обувные ряды. Совсем недавно я разговаривала со своей подругой из Новосибирска. Она с восторгом рассказывала мне о новом обувном магазине в Академгородке — Представляешь, обувь из Португалии! Очень, очень хорошая обувь. Я, как ботиночки примерила, так больше и не хотела с ними расставаться….
Мне знакомо это чувство. Из настоящей, как иногда говорят, аутентичной португальской обуви, в моем пользовании были только ботинки. Из розовой кожи на каучуковой подошве. Я, помнится, где-то о них упоминала в блоге. Где-то, кажется, я в них запечатлена, даже. Три года они прослужили мне верой и правдой в походах по песку и камням, и несмотря на потерянную внешнюю привлекательность, уже третий год они здорово помогают мне в садовых работах. Это, к вопросу о качестве.
От знакомой я слышала, что большинство обувных фабрик расположены на севере Португалии. И, что при фабриках существуют стоковые ложи. В смысле, магазинчики, где можно купить гораздо дешевле. Но, обувные мастера есть не только на севере. В наших краях тоже найдется некоторое количество фабрик. Есть большие, а есть совсем крошечные. Такие маленькие, что проезжая мимо, Вы ни за что не догадаетесь об их существовании. Ярких вывесок на них нет, как и магазинчиков поблизости. И, даже, если Вы владеете точным адресом. Даже, в этом случае, придется поискать. И никто не гарантирует Вам, что поиски будут иметь положительный результат. Фабрика может быть расположена совершенно в неожиданном месте. За стенами жилого дома, например. Или прятаться где-то между лесами, садами и фермами. Вот, по этой причине, и имеет смысл, прокатиться на ярмарку Сантана и познакомиться с тем, что предлагают местные производители. А, если Вам не понравится какая-то деталь, например, или не будет Вашего размера, то можно поговорить с продавцом. Вам, вполне может быть, сошьют обувь на заказ.
У одного из обувных прилавков мой нос чувствует странный, ни коим образом не коррелирующий с новой обувью, запах. Я оглядываюсь. Ну, да, кто бы сомневался, сыр.
Выдержанный, козий. Уф! Дух захватывает. Я — не фанат. Но, Диана, хоть и урожденная англичанка, но самая, что ни на есть француженка. Поэтому у сырных рядов мы задерживаемся на какое-то время. Как и у колбасных. Затем, у хлебных, сладких, рыбных. Свежие устрицы по 5 евро за кило. Персебеш по 13. Морской окунь, крабы, каракатицы по 9 евро. Мед из Торреш Ведраш. Я давно его искала. Шесть евро килограмм. Сало порку прету….
- Который час, Диана? Ой! Жан ждет нас уже час! С медом, сыром, шоурису и прочими продуктами мы, как можем, стараемся идти живо — Я уже два раза пропустил столик, девушки! - весело рапортует нам Жан.
Получить столик в этом заведении также сложно, как и в каком-нибудь модном ресторане на Манхэтене. Ну, почти так. По телефону, правда, никто не записывается. Ждут, не отходя слишком далеко. Зазеваешься, отвернешься — столик уже занят. На Сантану приезжают не только дешево купить, но и дешево и вкусно поесть. И совершенно неважно какой вокруг антураж. Под ногами вкушающих обрывки упаковки. Средний счет на троих с вином записывается на клочке бумажки. А рядом с тобой запросто присядет отдохнуть, уставшая от шоппинга бабуля. Да, так и задержится поболтать о том о сем….
Уставшие, разомлевшие от еды, жары, ветра, общения, впечатлений, мы шли в сторону стоянки. Вместе с нами расходились такие же, нагруженные пакетами, корзинами и сумками, покупатели. Из пакета одной дамы выглянуло что-то зеленое, что-то похожее на…. Деревья! - Ребята, я сбегаю, посмотрю. Вдруг, торговцы еще не разъехались. Я быстро….
На последнем поддоне остались только какие-то кустарники, немного цветов и четыре маленьких дерева — две туи и два каллистемона. Все остальное было уже глубоко в недрах, готовящегося к отъезду фургона — Почем? - Туя пять евро. Каллистемон шесть - Давайте все четыре.…
Я шла по быстро пустеющему рынку. Последние торговцы упаковывали остатки товара, убирали тенты и поддерживающие их конструкции, а усиливающийся ветер развлекался тем, что растаскивал по площади мусор. Жан и Диана ждали меня у выхода - Ничего, четыре дерева тоже хорошо — успокаивала Диана — Вообще-то, три — ответила я, протягивая ей пакет с одним каллистемоном — Для твоего португальского сада….
С нашей воскресной поездки прошло ровно три недели. За это время случилось всего два дождика. Один, ночной, после Пасхи, и второй, что идет непосредственно сейчас, пока я дописываю. Выпросил-таки Жузе дождь для своих посадок. И для моих, заодно. Спасибо ему. Я со спокойной совестью могу заняться еще и фотографиями. Делать сегодня на улице нечего. Но с завтрашнего дня температуры опять будут подниматься и вновь вернется лето. Возможно, уже на полные права. Земля, как ей здесь и положено в это время года, окончательно высохнет. И небольшой участок изгороди так и останется неприкрытым до осени. А я, два, а то и три раза в неделю буду забираться на нашу горку, чтобы полить высаженные этой весной, деревца. И, конечно, по своему обыкновению, буду ворчать на то, что никогда ничего не могу рассчитать точно. Но, глядя на деревца, что с краю - две туи и один каллистемон, я всегда буду вспоминать, как мы ездили на Сантану с Дианой и Жаном. Как кушали в аутентичном ресторане (привязалось же это слово!). Как примеряли туфли из пробки. Пробовали слишком ароматный сыр. Как наблюдали за торговцами. Как запросто общались с разными людьми. Как никуда не торопились и как все время опаздывали. И, конечно, про то, как я бежала за пятью деревьями, купила четыре, а посадила три....
Пока-пока! А вместо традиционного P.S. карта. Ну, мало ли. Вдруг, захотите попробовать самого вкусного в наших краях жареного на гриле кролика.
P.P.S. И, да, приглядывайте за бумажником))
Увидимся!