Но мысли мои в тот момент роились, мелькали, мельтешили. Они сталкивались и снова разлетались, двигаясь по каким-то неведомым мне траекториям. И я никак не могла собрать их во что-то целое.
Как только мы отъехали от дома, позвонила сестра Режины (именно на ее сад с лимонными деревьями мы планировали совершить набег) и сообщила, что задерживается в городе. Ненадолго. То есть, на не очень определенный период времени. Что же, к такому повороту событий в наших португальских краях нужно быть всегда готовым. Время здесь эластично. Оно может растягиваться и сжиматься. Мы уже немножко знаем об этом, а для Режины – это и вовсе, что-то обычное, само собой разумеющееся.
Мы забрались на самый верх. На серру. Serra по португальски - горная цепочка. Вдоль всей страны таких цепочек несколько. Повыше, пониже. Между ними - долины. Иногда мне кажется, что земля здесь, как продолжение океана - такая же волнистая. Мы стояли на самом гребне зеленой волны. Любовались, словно скатывающимися с этой волны, черепичными крышами домов. С двух сторон холма - небольшие деревеньки. Режина показала рукой в направлении океана. Вот эти земли когда-то принадлежали нашей семье. Вон тем участком владел двоюродный брат, а на соседней земле, жила семья крестного. Португальские семьи большие - бабушки, дедушки, дяди, тети, крестные, двоюродные племянники, внучатые племянники, золовки....
Их семья не была богатой. Тогда никто не задумывался о рыночной стоимости этих земель. Да и кто бы решил их покупать или продавать? Люди просто жили здесь. Пасли скот. Выращивали, что могли. На океанской стороне трудно что-то вырастить. Очень сильный ветер не позволяет. Другое дело, на той стороне холма (мы поворачиваемся спиной к океану) - это царство зелени и садов. Серра защищает фруктовые деревья. Где-то там внизу нас ждут лимоны....
Я в недоумении смотрю на камни. Что это? Для какой-то игры? Нет – сказала Режина. Это стиральные доски. Каменные. Мы здесь стирали раньше….
Режине было 14 лет, ей не хотелось сидеть дома. Ей хотелось туда, к источнику, к друзьям и подругам. И тогда она незаметно выливала запас питьевой воды и кричала маме – Мама! У нас закончилась вода! Я сбегаю! И не дождавшись разрешения, убегала….
В доме была чугунная печь. На ней готовили. Она же и обогревала в зимнее время. Печка до сих пор хранится в гараже. Готовят сейчас, в основном, на газовой плите. Но во дворе, лет 20 назад выстроили летнюю кухню с печью. И, иногда, по праздникам собирается большая семья, и в летней кухне, на печи на дровах готовят поросенка или суп. Ох, и вкусно! - Режина закатывает от удовольствия глаза.
Тогда многие уезжали. Время правления Салазара. О политике Режина не любит говорить. Она рассказывала, что здесь, в глуши, было тихо. Людям было не до политики. Нужно было как-то выживать. Приходилось много работать. Скотина, куры, сад, огород, рыбалка, помощь по дому. Дети тоже работали. Родители могли забрать ребенка из школы, если было нужно. Так что образование все получали разное, кто учился в школе – пять лет, кто – шесть. А кто и меньше. Время такое было. Работали много, но все равно едва-едва сводили концы с концами.
Потому и пришлось уехать. Так и жила она больше сорока лет на две страны. Работала во Франции, а в отпуск приезжала к родителям, в Португалию. Сначала одна, потом с мужем, потом с детьми. А после выхода на пенсию опять вернулась в родные края. Вернулась и ее подруга, и сестра и двоюродный брат. И многие другие.
Сейчас в португальской глубинке зачастую можно встретить человека в почтенном возрасте, который говорит на французском как на родном....
Мы остановились у статуи Девы Марии. Похожие статуи есть в каждой деревне. За ними всегда ухаживают местные жители. Приносят цветы. Режина вышла из машины, смела увядшие цветы и лепестки. Достала из багажника букетик искусственных, протерла пыль. - Мы верим, что святая покровительствует тем, кто отправляется в путешествие.
Теперь здесь есть и водопровод и электричество и новые роскошные дома. В восьмидесятых в этих местах появились первые иностранцы. Они покупали полуразвалившиеся дома и перестраивали их. Затем продавали другим иностранцам, те опять что-то перестраивали или ломали и строили что-то новое.
Каждый на свой вкус. Кто-то предпочитал поселиться в старой мельнице, кто-то строил небольшой домик из дерева, кто-то - из камня. А последние несколько лет, стало модным строить полустеклянные дома.
Эти красавцы, как и все остальные (те что поскромнее или совсем старенькие), тоже смотрят на океан. На мгновение, мне почудилось в их взгляде какое-то высокомерие. Я присмотрелась. Нет, вряд ли. Обман зрения из-за больших стеклянных окно-стен и отражения вечернего солнца в них….
Мы тоже смотрели на океан из окна старого дядиного дома. Пощелкивал, покряхтывал видавший виды кофейный аппарат. Еще один щелчок, и кофе-машина отключилась. Или это остановились машина времени.... Терпкий, горький вкус кофе вернул нас в настоящее. А звонок мобильного и вовсе отрезвил и напомнил о главной цели нашего путешествия – лимоны!
Наконец, дело сделано. Все сумки наполнены. Оставалось только разделить урожай. Но, оказалось, делить его не с кем - хозяйке он не нужен и Режине, тоже. Круглый год ведь растут. Приходи да рви.
Выходит, это все для нас.... Рита принесла букет ароматных трав. Лавровый лист, розмарин, лимонную траву и мяту - Приготовите чай.
На прощание я высунулась из окошка благоухающей и наполненной садовыми подарками, машины - Рита махала нам рукой - Приезжайте в июне, будет много слив!
До слив ли нам сейчас? Разобраться бы для начала с лимонами. Голова так занята этой серьезной проблемой. Все-таки 20 килограмм лимонов - не шутка. Холодильник у нас невелик. И мы вряд ли разместим там все это ароматное великолепие. Ведь есть же и другая еда. Не можем же мы перейти на лимонную диету, в самом деле?! Куда же их девать?
Мысли мои лихорадочно роятся, мелькают, мельтешат.... А не написать ли мне об этом? Вдруг, кто-то будет в наших краях в эти майско-июньские дни. Ну, мало ли? Я бы с удовольствием поделилась ароматными лимончиками.
А на всякие другие темы мы еще поговорим. Нужно для начала решить лимонный вопрос....
Как пахнут цветущие лимоны? Мы не знаем. У нас лимоны никогда не цвели. Но наверное замечательно. У нас сейчас будут цвести яблони, вишни, смородина... Весна - это замечательно!
ОтветитьУдалитьА лимоны можно протереть с сахаром и заморозить. (сахара чуть-чуть, чтобы не застыло монолитной массой, и можно было достать и отрезать кусочек). Потом доставать и класть в чай. Или пирог, или десерт.
Лилия! Мне аромат напомнил все сразу и вишню, и яблоню, и черемуху.... Да, удивительное время года.
УдалитьЗа рецепт Вам огромное спасибо! Морозильная камера до осени свободная, Так что попробуем обязательно!
Спасибо за рассказ, очень душевно и интересно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья!
Удалить