Как пить вино. Заповеди от Аббата.
Первый бокал - пей полностью
Второй - до дна
С третьим - поступай как с первым
А с четвертым - как со вторым
Пятый бокал - половину не оставлять
Шестой - чтобы распробовать
Седьмой - начинаем заново
Восьмой бокал - чтобы не упасть
Девятый - еще продолжаем
На десятом - заканчиваем.
Такой вывеской встретила нас старая таверна в Алкобасе. Когда-то здесь собирались мужчины после тяжелого трудового дня. Играли в карты и домино, разговаривали и пили вино. Сейчас здесь тоже наливают. Но так, чуть-чуть, для дегустации. От такого количества упасть трудно. Но распробовать, пожалуй, можно. Составить, так сказать, представление.
Таверна много лет уже не работает. Теперь это часть большого винного проекта — Музея Вина Museu do Vinho de Alcobaça.
А начало проекту положил в 1874 году человек по имени Жузе Эдуару Рапозу ды Магальяиш. Очень образованный и весьма обеспеченный господин. В том самом году, он приказал построить на недавно приобретенных землях, винные погреба.
Место было выбрано не случайно. Так как веками, в этих краях выращивали виноград и делали вино. Трудились здесь и монахи-цистерцианцы и римляне и много кто еще.
Имея высшее инженерное образование, Жузе Магальяиш построил не только погреба, но и винный завод, используя самое передовое по тем временам, оборудование.
В 1948 году поместье переименовали в кооператив. Это название сохранилось и по сей день Adega Cooperativa. Adega с португальского переводится как винный погреб. Cooperativa – кооператив, товарищество. Такие винные товарищества создавались по всей стране. Небольшие винные хозяйства объединялись в сообщества. Так проще регулировать цены и сбывать продукцию. На сегодняшний день подобных кооперативов в Португалии 56.
Когда выдается время, мы обязательно посещаем какой-нибудь кооператив. Зачастую, цены здесь ниже магазинных. И вина встречаются интересные. Многие не попадают на прилавки в супермаркеты. И главное - в таких местах работают специалисты, которые расскажут много всего о вине. Ну, а если при кооперативе есть музей, то не только расскажут, но и покажут. Покажут, как вино делали раньше, какие использовали приспособления, в какие бутылки разливали, как хранили.... Да мало ли что можно узнать в музее вина.
Здесь, в Музее вина, в португальском городе Алкобаса, мы побывали в нескольких залах. Экскурсия началась с погреба, где виноград превращался в красное вино. В больших бочках, выжатый и очищенный виноград, проходил ферментацию.
Вино фильтровали при помощи разных устройств. В музее собрана довольно внушительная коллекция разных прессов и фильтров. От самых незатейливых (палка и камни)
до сложных конструкций
Кстати, на наш наивный вопрос о том, давили ли виноград ногами на этой винодельне (воспоминания об искрометном танце Челентано и большом количестве просмотренных телевизионных программ о путешествиях) - гид ответил улыбкой. И объяснил, что в этих краях никогда ничего подобного не делали. Всегда использовали прессы. Даже в старые времена. Даже во времена монахов.
После того, как вино было готово, его переливали в подземные хранилища. То, что на первый взгляд напоминает канализационные люки - вовсе не они. В люки заливали вино, под люками - цементные мешки. Затем люки плотно закрывали. Температура для вина в таких подземных цементных хранилищах была идеальной. Там вино и хранилось до того, как его разольют в бутылки.
В восьмидесятых годах прошлого столетия, цементные хранилища превратили в музейные комнаты. Прорубили в стенах двери, пристроили лестницы. Поместили сюда различные экспонаты. Получились музейные залы. Но стены этих залов до сих пор хранят свой винный вид и аромат.
В одном из таких бывших хранилищ мы задержались чуть дольше. Все стены были увешаны плакатами и диаграммами. Надо же, в конце 30-х-начале 40-х годов прошлого века производство вина в Португалии было на первом месте. На втором месте после вина, шла кукуруза, на третьем - пшеница (да с каким отрывом), а оливковое масло и вовсе занимало четвертое место с конца.
Да, пользовалось вино спросом у португальцев в прошлом веке.... На стенах очень много графиков и пропагандистских плакатов. В те годы еще не было телевидения и прочих соцсетей. Чтобы рассказать о новом вине, производители прибегали к способу передвижной рекламы. Человек на велосипеде или мотоциклетке, украшенной ярким флагом, колесил по окрестным деревням. На флаге были написаны названия вин и призывы покупать их. В обязанности винного промоутера входило также непосредственное общение с гражданами и раздача рекламного материала в виде листовок или плакатов. В листовках, помимо названия вина, содержалась информация о том, где можно купить вино, несколько слов о пользе продукта, ну и конечно, выгодные предложения. Похоже, в технологиях продаж, c того времени мало что изменилось....
Вот эта таблица сделана из дерева и пробки. Это таблица экспорта португальского вина с 1976 по 1983 годы. Мы поискали в списке стран, покупающих португальское вино, СССР. Не нашли. Возможно Советский Союз входил в категорию Другие страны? Сейчас мне трудно вспомнить, было ли в СССР португальское вино. В те годы по причине возраста, я еще вином не увлекалась. Мой интерес распространялся не на содержание, а на форму - на красивые бутылочки и на загадочные наклейки из далеких стран на непонятном языке. И сдается мне, что португальский портвейн в моей коллекции тоже был, а может, я и путаю что. Может, это была наклейка от рома, а может, я надышалась винными парами, пора наверх....
Наверх, в зал, где большая коллекция винных кувшинов. В них тоже хранили вино. Но, было это давно, лет за 100-150 до строительства цементных мешков. Коллекция глиняных кувшинов впечатляет. Да и качество изготовления тоже. Здесь есть экспонаты дошедшие до нас из 17 века. Ни трещинки, ни царапинки. Умели же делать и сохранять! Интересно, что у глиняных кувшинов не было крышек. После того, как сосуд наполнялся вином, поверх вина заливали оливковое масло. Оно и служило своеобразной крышкой.
А вот в этой комнате вино разливалось по бутылкам и закрывалось пробкой. Которую вырезали из коры пробкового дуба.
Вот мы добрались и до бутылочек. Все они полные и запечатанные.
Сейчас то я больше думаю о содержании! Вот бы попробовать какое-нибудь - мечтательно вздохнула я. Вряд ли бы Вам понравилось - ответил мне гид. Все эти вина не очень правильно хранились, так что содержимое бутылок давно превратилось в уксус. Пусть лучше остается в бутылке. А мы попробуем вино, которое производят сейчас, в наши дни. И мы отправились в таверну на дегустацию.
О вкусах не спорят. Но, после прогулки по всем каменным мешкам, между старинными прессами и бочками, щипцами и цепями, простое столовое вино по цене 2 евро 50 центов за бутылку, показалось мне нектаром. Я не винный специалист и не разбираюсь в тонкостях и нюансах. Я мало, что знаю про нос и тело вина, но аромат и маслянистость на стенках дегустационного бокальчика порадовали.
Мы с удовольствием выпили по маленькому стаканчику в компании монахов, которые, согласно плакату, предпочитают вино. Но, следовать их заповедям не стали. Все-таки еще за руль. Да и день жаркий. Вечером, когда жара спадет, откроем бутылочку охлажденного розового, вспомним нашу экскурсию, ну, и может быть тогда, первый бокал - полностью, а второй - до дна, а с третьим....
СУПЕР! очень увлекательно!! а в такие адеги-кооперативы по записи приезжать надо или можно и спонтанно попробовать?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Кирилл! В этот кооператив мы приехали без записи. У них запись только для групп. Так что, можете так. У них есть страница в фейсбук https://www.facebook.com/MuseudoVinhodeAlcobaca там время работы и схема проезда.
УдалитьЛена,
ОтветитьУдалитьНадышалась я винными парами с тобой ;)
И так захотелось выпить бокальчик розового вина!
Спасибо за экскурс в историю португальских вин.
Оказывается, что португальцы не отстают от французов в этом плане ;)
Отличной недели :)
Таня, вместе "надышиваться" веселее. Ох уж мне все эти подвалы, пещеры, закрытые пространства. Столько там всякой истории хранится.... Бокальчик после таких экскурсий нужен обязательно!
УдалитьДумаю, что португальцы не отстают. Возможно, сортовая палитра даже шире. Не обидятся на меня французы!
Очень увлекательно! Спасибо, Лена, за очередной познавательный рассказ) Из португальских вин пробовала только ЗЕЛЕНОЕ ;-) Легкое... В магазинах - такое изобилие, что все перепробовать никогда не удастся... ЖИЗНИ НЕ ХВАТИТ! ;-) Но благодаря Вашему рассказу обязательно попробую из Алкобаса, заинтриговали...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виктория! Да уж, в магазинах изобилие. Трудно приходится любителям вина. Но зато всегда есть стимул!
УдалитьВ Алкобасе мы купили все 6 вин, которые они предлагают. Все попробовали. Нам больше по вкусу пришлось розовое Levadas. Для жаркого времени очень кстати, как и зеленое. Все остальное - крепкие агуарденте и сладкие - мушкател. Здесь я мало что понимаю.
А я бы, пожалуй, попробовала мушкател))) Я больше люблю сладкие вина)))
УдалитьЛена, отличная заметка, спасибо за прогулку! А что пили-то?? В смыле, из какого сорта было вино за 2,50?
ОтветитьУдалитьНила! Вот ведь сразу чувствуется вопрос специалиста! На этикетке вина (то которое по 2.50) сорта винограда не указаны. То, что дороже 3.50. Там Сира и Каштелао (Castelão, Castelão Francês, Periquita). Это я нашла синонимы Каштелао. Наверняка что-то тебе попадалось. Но, это вино не впечатлило. Слишком яркий вкус и отдает черноплодкой. Не знаю, как правильно описать. Мне нравятся вина спокойнее, мягче, если можно так выразиться. Нет, не специалист я все-таки....
УдалитьЛена, я поняла про твой вкус и занесла в блокнотег ))
УдалитьКаштелао - знаю, что один из португальских сортов, но пробовать не доводилось. Еще одной причиной больше, чтоб вернуться в Португалию )